Покраска радиаторов. Подбор лакокрасочных материалов в зависимости от температурного режима отопительной системы
В этой статье нам предстоит разобраться, как правильно выполняется окраска радиаторов отопления. Мы постараемся ответить на все сопутствующие вопросы: по каким признакам подбирать краску, как готовить отопительный прибор к ее нанесению и как собственно красить.
Температурный режим
Если технология зачистки под покраску и нанесения красителя определяется лишь формой и состоянием отопительного прибора, то выбор краски сильно зависит от рабочей температуры:
- Для водяного отопления характерна рабочая температура в 40 – 95С. При этом диапазон 75 – 95 градусов типичен только для систем центрального отопления; автономные контуры эксплуатируются в более щадящем режиме – не выше 75С;
- Паровое отопление подразумевает использование в качестве теплоносителя перегретого пара с температурой 150 – 400С. Более высокая температура обеспечивает эффективный прогрев помещения при небольшом размере отопительных приборов.
Обратите внимание: все жилые дома в настоящее время использует для зимнего обогрева водяное отопление. Паровые контуры и котельные эксплуатируются лишь на промышленных предприятиях.
Краски
Их выбор вполне предсказуемо зависит от температурного режима.
Автономное водяное отопление
Пиковая температура в 75 градусов при средней в районе 60 – 65 позволяет использовать для покраски радиаторов любые краски общего назначения.
В частности, массово применяются:
- Алкидные эмали ПФ;
- Масляные краски МА;
- Акриловые водно-дисперсионные красители серии АК.
Полезно: как правило, батареи красят в белый цвет. Если вы покупаете белую краску, обратите внимание на пигмент в ее составе. Цинковые белила менее стойки и желтеют даже при щадящем температурном режиме; двуокись титана сохраняет белоснежный цвет неограниченное время.
Центральное водяное отопление
Для температурного режима, характерного для систем ЦО, подходит две категории красителей:
- Акриловые;
- Алкидные на модифицированных пентафталевых и глифталевых лаках.
Чтобы убедиться, что краска переносит длительный нагрев, ищите на упаковке слово “термостойкая”.
Акриловые
Акриловая радиаторная краска – без запаха, поскольку ее основой является не органический растворитель, а обычная вода. Сравнительно быстрая сушка (не более суток при комнатной температуре) сочетается со способностью без изменения цвета и фактуры переносить длительный нагрев до 100 – 120С.
Прекрасный пример такой краски – акриловая Acryl – Heizkorperlack Weiss от компании Feidal. Вот ее характеристики:
Параметр | Значение |
Рабочая температура | 120С |
Связующее | Акриловые смолы, полиуретан |
Разбавитель | Вода |
Блеск | Глянцевая |
Сушка “на отлип” | 45 минут |
Полная сушка одного слоя | 3 часа |
Расход при нанесении в 1 слой | 120 – 140 г/м2 |
Цена за 1 литр | 1050 рублей |
Алкидные
Модифицированные алкидные лаки и применение термостойких пигментов делают эти красители куда более термостойкими по сравнению с привычными пентафталевыми эмалями.
Образец такой эмали – “Ямайка 90” от финской компании Командор.
Параметр | Значение |
Рабочая температура | 120С |
Блеск | Глянцевая |
Разбавитель | Сольвент, уайт-спирит, ксилол |
Расход при нанесении в один слой | 80 – 120 г/м2 |
Сушка “на отлип” | 5 часов |
Полная сушка одного слоя | 24 часа |
Цена за 1 литр | 610 рублей |
Стирольные
К этой довольно малораспространенной категории красок относится, в частности, антикоррозийная электропроводная краска Zinga.
Что она представляет собой?
- Ее основа – раствор полистирола в сольвенте. В качестве разбавителя используется производимый компанией Zinga растворитель ZingaSolv на основе нефтяного сольвента;
- Плотность краски составляет внушительные 2,7 кг/литр благодаря ее составу. Сухой остаток составляет 80% объема красителя, из них 96% – цинковый порошок;
- Термостойкость краски ограничена +120 градусами, допускается кратковременный нагрев до 150С.
Краска после просушки снабжает окрашенный радиатор или трубы подводки надежной антикоррозионной защитой, позволяющей эксплуатировать их в условиях агрессивных сред. Стоимость Zinga – 620 рублей за 1 кг.
Паровое отопление
В списке покрытий, способных выполнять свои функции при температурах до 400С, мы встречаем две категории красок, разделенных по типу связующего.
Алкидные
Да-да, наши старые знакомые – эмали на алкидных лаках присутствуют и в тяжелой весовой категории. Столь стойкими их делает использование металлических и минеральных пигментов.
В качестве примера приведем отечественный краситель Церта, предназначенный для покраски отопительных приборов, дымовых и выхлопных труб, деталей автомобильных моторов и прочих предметов и механизмов, эксплуатирующихся в экстремальных условиях.
Параметр | Значение |
Рабочая температура | 600 – 900С в зависимости от пигмента |
Массовая доля сухого вещества | 45-50% в зависимости от пигмента |
Расход при нанесении в 1 слой | 180 г/м2 |
Сушка слоя при комнатной температуре | 72 часа |
Разбавители | Ксилол, сольвент, уайт-спирит |
Цена за 1 литр | 221 – 1146 рублей в зависимости от пигмента |
Кремнийорганические
В эту категорию попадают все краски, использующие в роли связующего высокотемпературный силикон. Наиболее популярный состав из этой категории – финская Тиккурила Термал.
Вот ее характеристики:
Параметр | Значение |
Блеск | Полуматовая |
Рабочая температура | 400С |
Расход на один слой | 50 – 80 г/м2 |
Сушка | 1 час при +230С |
Цена за 1 кг | 1800 рублей |
Обратите внимание: не стоит путать жаростойкие и огнезащитные красители. Если первые способны лишь переносить высокие температуры без изменения собственных характеристик, то вторые (например, огнезащитные краски по металлу Полистил) при контакте с огнем вспучиваются и защищают окрашенную конструкцию от перегрева.
Подготовка к покраске
Краски с температурным режимом до 120С наносятся, вне зависимости от связующего, поверх антикоррозийной грунтовки ГФ-021. Жаростойкие красители с более высокими рабочими температурами наносятся непосредственно на очищенный от всех старых покрытий и загрязнений металл.
Зачистка старой краски
Она может быть выполнена двумя способами:
- Механическим. Используется жесткая стальная щетка (как вариант – соответствующая насадка на дрель или болгарку) или лепестковый абразивный круг;
Уточним: таким образом можно зачистить лишь фронтальную (и, при демонтаже радиатора, тыловую) поверхность батареи. Внутри секций неизбежно останется старая краска.
- Смывкой для краски. Она наносится на всю окрашенную поверхность, после чего та укутывается полиэтиленом. Через 15 – 20 минут размягченная краска снимается шпателем.
Как покрасить решетку радиатора (декоративный защитный экран для батареи)? Ведь его сетку невозможно полностью очистить от старой краски ни щеткой, ни шпателем.
Достаточно скомбинировать оба метода:
- На экран широкой кистью наносится смывка;
- Через полчаса он зачищается от остатков размягченной краски мягкой латунированной стальной щеткой с диаметром проволоки не более 0,3 мм.
Зачистка от ржавчины, обеспыливание, обезжиривание
Своими руками удалить ржавчину можно с помощью уже знакомой нам стальной щетки. После зачистки секций они протираются слегка влажной тряпкой от остатков пыли и после просушки обезжириваются бензином, сольвентом или уайт-спиритом.
Грунтование
ГФ-021 тщательно перемешивается и наносится на зачищенные от старых покрытий и обезжиренные секции двумя максимально тонкими слоями. Инструмент – кисть. Потеки удаляются после просушки мелкой наждачной бумагой.
Покраска
Сама инструкция по покраске вполне обычна: краска наносится в 2 – 3 слоя на загрунтованную или обезжиренную поверхность чистой сухой кистью с прочной щетиной.
Секрет аккуратной покраски – в тонкостях этой работы:
- Перед работой потяните за щетину кисти. Если несколько волосков осталось в вашей руке – кисть лучше заменить: она будет терять ворс во время покраски;
- Красьте только холодный радиатор отопления. На горячем краска будет схватываться быстрее, чем вы ее растираете. Результатом станет неравномерность покрытия и потеки;
- За исключением тех случаев, когда иное оговорено производителем, температура воздуха и окрашиваемой поверхности не должна быть ниже +5С. При охлаждении красители густеют и опять-таки дают потеки;
- В автономном контуре после того, как последний слой краски схватился и не липнет к пальцам, радиаторы можно прогреть. Краска высохнет быстрее; однако если она приготовлена на органических растворителях, запах многократно усилится.
Вторая молодость
Увы, иногда внешний вид – не единственная проблема старой батареи. Если ваш чугунный отопительный прибор плохо греет, течет по прокладкам между секций и украшен многолетними наслоениями краски, это не обязательно означает, что ему пора на покой.
Есть сравнительно простой способ сэкономить средства на покупке новых батарей.
- Батарея демонтируется: при сброшенных отопительных стояках на подводки последовательно сгоняются контргайки и радиаторные пробки, затем прибор снимается с кронштейнов;
- Несколько батарей со слитой из них водой выкладываются домиком, после чего в центре разводится и поддерживается в течение 2 часов костер. Чем больше пламя, тем эффективнее будут реанимационные мероприятия. При отжиге полностью сгорит краска, а окаменевший ил внутри секций превратится в хрупкую, осыпающуюся окалину;
- Отожженный и остывший радиатор разбирается на отдельные секции. Прокладки, разумеется, придут в негодность, а вот ниппеля останутся в идеальном состоянии и легко отвернутся радиаторным ключом;
- Каждая секция простукивается деревянной киянкой, чтобы из нее высыпались остатки окалины, и зачищается снаружи металлической щеткой;
- Секции собираются заново с новыми межсекционными прокладками. Лучше использовать не заводские прокладки из паронита, а самодельные – вырезанные из старой автомобильной камеры;
- Радиатор глушится пробками и опрессовывается под давлением для проверки герметичности, после чего заново окрашивается и монтируется на подводки.
Заметьте: в результате мы получаем отопительный прибор в состоянии нового. Расходы – лишь на дрова, краску и прокладки. Отжиг и переборка всех радиаторов в двухкомнатной квартире занимает один световой день.
Заключение
Надеемся, что наши рекомендации помогут уважаемому читателю в ремонте. Узнать больше о покраске отопительных приборов можно, просмотрев видео в этой статье. Если вам захочется дополнить наш материал, мы будем благодарны за комментарии. Успехов!