Чем красить трубы отопления и как это правильно сделать
Чем покрасить трубы отопления? Можно ли использовать обычные краски по металлу или нужны какие-то особенные составы? Как подготовить стояки и подводки к нанесению нового покрытия? Обязательно ли удалять старую краску или ржавчину? Давайте попробуем разобраться.
Требования к покрытию
Прежде всего давайте определимся, чего мы хотим от краски, какой она должна быть.
- Антикоррозийная защита требуется любому изделию из черной стали. Даже в сравнительно сухом помещении контакт с влагой, содержащейся в атмосферном воздухе, и кислородом заставит металл ржаветь. Таким образом, новое покрытие должно быть непроницаемым для воды.
- Эстетика. Здесь все понятно: цвет труб должен гармонировать с дизайном помещения в целом. Исключение – если радиаторы расположены в нише, а подводка к ним и стояки будут скрыты гипсокартонным коробом: здесь покраска выполняет сугубо защитные функции.
К слову: скрывать любые коммуникации неразборной конструкцией – очень плохая идея. Рано или поздно в ремонте нуждаются и трубы, и резьбовые соединения между ними и радиаторами. Желательно, чтобы после этого помещение не нуждалось в реконструкции.
- Краска должна обладать хорошей адгезией к металлам; как вариант – ее нанесение должно предваряться грунтовкой основания.
- Наконец, главная особенность радиаторных красок: они должны быть устойчивыми к температуре. Это подразумевает не только отсутствие трещин и расслоения при многократном нагреве: покрытие не должно желтеть.
Виды красок
Итак, что из ассортимента нынешних строительных магазинов соответствует этим требованиям?
Алкидные эмали
Отечественная ПФ-115 – проверенная временем классика. Ее главное достоинство – скромная цена; главные недостаток – характерный запах уайт-спирита в процессе покраски. Эмаль прочна, износостойка и прекрасно выдерживает колебания температуры в диапазоне от 0 до 90 градусов; впрочем, белый цвет за 3-5 лет несколько желтеет.
Если вам нужна не только дешевизна, но и долговечность цвета – стоит обратить внимание на специальные радиаторные краски на алкидной основе. Они отличаются стабильностью цвета при длительном нагреве и менее резким запахом при нанесении.
Акриловые краски
Фасадные акрило-латексные и акрило-силиконовые краски тоже нередко используются для покраски радиаторов и ведущих к ним труб. Покрытия с добавкой силикона более стойки к влажному износу (проще говоря, мытью), зато краски с добавкой латекса обладают лучшей адгезией к сложным поверхностям – полированным металлам, стеклу, керамике и т.д.
Если вы ищете, чем покрасить медные трубы отопления – стоит обратить внимание именно на акрило-латексные составы.
Стоит оговорить пару тонкостей, связанных с применением водно-дисперсионных красок общего назначения на акриловой основе.
- Акриловые смолы ограниченно стойки к нагреву. При нагреве до 90-100 градусов покрытие начинает размягчаться, при 120 начинается его термическое разложение. Впрочем, согласно действующим СНиП температура внутренних инженерных сетей в жилых домах ограничена значением в 95С, так что в штатном режиме работы отопления за сохранность покрытия можно не переживать.
- Водно-дисперсионная краска на основе акрила без добавки силикона или латекса ограниченно устойчива к мытью с применением моющих средств и просто к влажной протирке. Этот состав лучше оставить для покраски стен и потолков.
Разумеется, и в этом случае предпочтительны краски, позиционирующиеся производителем как радиаторные: в них используются более стойкие к нагреву пигменты.
Кремнийорганические эмали
Все краски на кремнийорганической основе (у отечественных производителей обычно маркируются буквами КО) исключительно стойки к высокой и низкой температуре. Кроме того, они обладают отличной адгезией ко всем металлическим поверхностям: этими красками покрывают титан, алюминий и медь.
Если вы размышляете, чем красить медные трубы отопления – не сомневайтесь: эмали семейства КО будут прекрасно держаться на ее поверхности.
Давайте в качестве образца этого типа покрытий разберем продукт московской компании КрасКо – термостойкий состав Цельсит-500.
- Максимальная рабочая температура для набравшей прочность краски составляет +500 градусов, что дает возможность применять ее не только для радиаторов и труб отопления, но и для наружной окраски котлов и печей.
- Эмаль устойчива к воздействию масел и нефтепродуктов.
- Состав может использоваться в качестве антикоррозийного покрытия: он обладает практически нулевой воздухо-, паро и водопроницаемостью.
Основная инструкция при покраске труб Цельситом – обеспечить вентиляцию помещения: основа краски – нефтяной сольвент.
Металлические краски
Еще один класс термостойких антикоррозионных покрытий – краски, представляющие собой суспензию металлического порошка в органическом лаке с небольшим количеством связующего. Так, “серебрянка” БТ-177 – это битумный лак с разведенным в нем мелкодисперсным алюминием; электропроводная краска Zinga представляет собой дисперсию измельченного цинка в лаке на сольвентной основе.
Все эти покрытия обладают термостойкостью как минимум до 120 градусов; все они обеспечивают полноценную защиту стали от коррозии.
Любопытно: раз мы затронули столь необычные покрытия, как металлические и кремнийорганические, уделим вниманию еще одному экзотическому типу красок – противопожарным. Огнезащитные краски по металлу – Полистил, Контрфайер, Крауз и их многочисленные аналоги – при нагреве до критической температуры вспучиваются.
Образующаяся углеродистая пена изолирует основание от дальнейшего нагрева.
Покраска
Как подготовить трубы и нанести на них краску?
Новые трубы
Типичный атрибут состояния квартиры “после строителей” – голые стальные трубы – без грунтовки и с небрежно зачищенными сварными швами. Как подготовить их к покраске?
Для большинства красок по металлу обязательным требованием является зачистка стали от ржавчины механическим способом (пескоструйной установкой, ручным электроинструментом или своими руками, с использованием наждачной бумаги или металлической щетки). Кроме того, обязательными операциями является обезжиривание и грунтовка.
Можно, однако, несколько упростить себе задачу.
- Остатки шлака удаляются легким молотком или кирочкой.
- Поверхность труб протирается ветошью с сольвентом или уайт-спиритом. Для медной трубы подготовка к покраске на этом заканчивается; сталь же, как мы помним, покрыта тонким слоем ржавчины, от которой нужно избавиться перед покраской.
- На поверхность черной стали наносится преобразователь ржавчины. Этот волшебный состав химически трансформирует рыхлый слой Fe2O3 в прочную пленку, на которую можно наносить грунт или непосредственно краску.
Подсказка: многие алкидные грунтовки содержат преобразователь ржавчины и позволяют обойтись без этой операции. Информация о составе грунта всегда присутствует на упаковке.
Остается сущий пустяк – покрасить трубы в два-три слоя с промежуточной просушкой.
Старая краска
Старое покрытие лучше предварительно полностью удалить.
Причины – две:
- Эстетика. При большой толщине краски поверхность неизбежно будет неровной.
- Возможность разборки резьб. Согнать контргайки по резьбе, покрытой многолетними наслоениями, просто невозможно.
Для удаления старой краски используется специальный состав – смывка. Пропитанная ей ветошь наматывается на участок трубы; затем размягченное покрытие удаляется шпателем.
Заключение
В видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию о современных термостойких красках. Успехов в ремонте!