Пигментный краситель: практика применения
Возвращаясь к истокам
Теория цвета имеет богатейшую историю. Пигментный краситель был известен ещё с незапамятных времен, когда создавали свои полотна Дуччо и Тициан. Для получения идеально черного набирали золы из камина, а для зелёного – терли листья кактуса.
Сегодня всё гораздо проще, но суть остаётся неизменной – хочешь получить краску любого цвета из исходной белой, добавляй пигменты соответствующего цвета. Нельзя сказать, что пигментов много, нельзя сказать, что такой способ колеровки распространён, но он расширяет возможности, да к тому же во многих случаях дешевле при работе на больших площадях, чем покупать уже готовую краску нужного цвета.
Здесь, правда, придётся немного окунуться в науку.
Что говорят ученые
По науке в природе существуют семь цветов, на которые разлагается идеально белый цвет по известной всем скороговорке:
- К аждый – К расный;
- О хотник – О ранжевый;
- Ж елает – Ж елтый;
- З нать – З еленый;
- Г де – Г олубой;
- С идит – С иний;
- Ф азан – Ф иолетовый.
Среди этих семи выделяют три, из которых можно получить весь известный цветовой спектр:
- Красный – Red (R);
- Зеленый – Green (G);
- Синий – Blue (B) –
получается, так называемая, RGB-палитра, которая и используется для получения всей остальной визуальной палитры цветов. Эту палитру и используют экраны телевизоров и компьютеров для представления всех красок мира.
Но дело в том, что RGB-палитра – только визуально. И теоретически, и практически наука доказала, что ни одно печатающее устройство не способно отображать более 50 оттенков одного цвета, что пять раз меньше, чем предлагает RGB.
Поэтому и была разработана палитра CMYK – специально для «механического» воспроизведения цветов с помощью отдельных красок:
- Cyan – его так и называют «циан» – что-то из оттенков нежного голубого;
- Magenta – это тоже так и будет «маджента» – возможно, насыщенный бордовый;
- Yellow – желтый;
- Black – черный.
Собственно говоря, здесь наука входит в небольшой конфликт с практикой. По науке вполне должно хватать и первых трех цветов – CMY, а для получения чёрного смешивать их в равной пропорции.
На практике же идеально черного вы не получите, что особенно заметно на больших площадях покраски – будет хорошо заметен синеватый отлив. Поэтому для получения черного цвета используется специальная черная краска.
Полезный совет Советуем при приобретении устройств с возможностью комбинирования цветов узнавать их характеристику – оно CMYK или CMY . Если CMYK , то в нём четыре емкости с четырьмя красками и для получения черной используется специальная. Если устройство – CMY , то оно попроще и подешевле, в нём черная краска получается смешением трех основных.
Ближе к строительной краске
Эта теория красок само собой перекочевала и в стройиндустрию:
- Во-первых, цветов очень много, предпочтения у заказчиков совершенно разные, поэтому как-то накладно «бороться с необъятным» и пытаться производить и предлагать на рынке всю возможную цветовую палитру красок;
- Во-вторых, экономически гораздо выгоднее поставлять исходный материал, а уже его сопровождать емкостями с цветными красителями или говорят, пигментами, смешивая которые уже сам мастер может подбирать необходимый цвет.
Куда проще:
- сделать серого цвета бетонный замес;
- добавить в раствор пигментн, который поставляется в виде порошка;
- тщательно размешать полученное – и это важнейший этап работы;
- и использовать полученное в работе.
Но на бетоне дело не заканчивается, сухие пигменты для красок можно использовать при любых покрасочных работах.
Существуют специальные пигменты для водоэмульсионных красок, для масляных:
- cоблюдайте только правила смешивания,
- делайте это тщательно,
- не забудьте проверить полученное,
- и набирайтесь опыта в процессе работы, постоянно контролируйте свои действия и делайте заметки на будущее.
О пигментах
За долгую практику использования сложилась целая классификация используемых пигментов.
Система
На верхнем уровне различают пигменты:
- искусственные – полученные благодаря достижениям химии искусственным путём;
- натуральные – подаренные самой природой.
Натуральные в свою очередь делятся на:
- органические – получаемые из растений и, бывает даже, насекомых;
- неорганические – источником таких являются природные минералы.
Практика применения
Несмотря на кажущуюся простоту всего процесса получения любого цвета:
- берём исходную смесь;
- в неё засыпаем порошок нужного цвета, а, скорее всего, нескольких;
- мешаем и получаем –
на самом деле инструкция на практике оказывается гораздо сложнее, на передний план выступает множество нюансов:
- конечный цвет зависит от количества добавленного пигмента, но зависимость не носит линейного характера, в конце концов возникает такая ситуация (на схеме – точка насыщения), когда дальнейшее добавление порошка не вызывает сколько-нибудь заметного изменения цвета;
- можно сказать более определённо – зависимость носит экспоненциальный характер; изменение цвета в начале процесса смешивания своими руками гораздо сильнее, чем в конце – об этом необходимо думать, когда в дело вмешивается такой немаловажный фактор как цена;
- конечный цвет зависит от количества добавленного пигмента, но зависимость не носит линейного характера, в конце концов возникает такая ситуация (на схеме – точка насыщения), когда дальнейшее добавление порошка не вызывает сколько-нибудь заметного изменения цвета;
- одной из характеристик пигмента является его маслоёмкость – способность удерживать на покрашенной поверхности масло; гораздо выгоднее иметь дело с пигментами, обладающими небольшим значением этой характеристики;
- если вы обрабатываете поверхность, которая будет постоянно подвержена воздействию солнечных лучей, то лучше обратить внимание на органические пигменты, они гораздо слабее выгорают – имеют более высокую светостойкость;
- если вы хотите добиться более качественного однородного цвета смеси, то выбирайте пигменты с более мелкой дисперсностью, говоря по-житейски, обладающих более мелким помолом;
- при окраске цемента используйте только белый, серый портландцемент сильно заглушает цвет пигмента, делает его «грязным» и совершенно незначительным;
- при окраске пигментом белого цемента, он влияет только на цементный камень, поэтому очень важно подбирать цвет и делать пробный замес, точно контролируя пропорции смеси;
- работу пигментов можно усилить применением всевозможных химических активизаторов, которые позволяют получить ещё большую палитру цветов, что отражено на схеме «А»;
- перед применением все пигменты требуется просеивать;
- некоторые виды пигментных красителей нельзя смешивать друг с другом – об этом лучше всего справиться в руководстве по применению конкретного пигмента, но можно сказать одно, что жженая кость, оксид хрома, умбра, железный сурик могут смешиваться с любыми красками;
- при использовании пигментов очень важно ориентироваться на их свойство водопоглощения, которое может сильно отличаться – некоторые поглощают воды до 100% от своей массы, а некоторые – не более 25%; поэтому есть большая вероятность получения совершенно не того цвета, который вам представляли на фото.
Выводы
Прямо скажем, окраска пигментами – забава для профессионалов с солидным опытом именно в этом деле. Для всех остальных, «любителей», использованием пигментных красок может превратиться просто в головную боль. Кроме того, и используются пигменты при больших объёмах работы, когда требуются уже специализированные инструменты для получения смесей, а три-четыре пробных замеса никак не сказываются на экономике всего процесса (см.также статью “Интерьерная краска: её разновидности и области применения”).
Обязательно посмотрите дополнительное видео в этой статье – без визуального представления науки применения красящих пигментов вам не обойтись.