Масляные краски: состав, маркировка, самостоятельное изготовление
Что представляют собой масляные краски? Если задуматься, окажется, что об этом весьма распространенном виде красителей мы знаем совсем немного. Нам предстоит исследовать их состав и особенности маркировки.
Под занавес – для самых любопытных читателей – мы изучим возможность самостоятельного создания краски на масляной основе.
Состав
Большая часть энциклопедий предлагает довольно скупую и общую информацию о составе красителя. Вкратце – масляные краски состоят из основы (олифы – натуральной или синтетической); пигментов, придающих окрашенной поверхности цвет, и наполнителей – добавок, единственная функция которых – создать после высыхания основы пленку нужной толщины.
Мы, однако, проявим любопытство и исследуем состав красителя более подробно.
Олифа
Ее основа – масла. Традиционно – натуральные (льняное, конопляное); последнее время все чаще используются синтетические заменители.
Капитан Очевидность подсказывает: именно поэтому обсуждаемый нами класс материалов называется масляными красками.
Любопытная особенность масел – в том, что испаряются они крайне медленно, а некоторые (касторовое, оливковое) и вовсе не склонны образовывать летучих соединений. Нетрудно догадаться, что с учетом этой особенности сушка слоя краски займет непомерно долгое время.
Есть, однако, один нюанс. В тонком поверхностном слое контактирующее с атмосферным кислородом масло проходит полимеризацию: его молекулы связываются в единое целое и образуют достаточно прочный механически, неплавкий и слаборастворимый полимер. Повторимся: процесс происходит только и исключительно в тонком поверхностном слое, контактирующем с воздухом. (См. также статью Виды отделки: особенности.)
Практическое следствие: краски на масляной основе наносятся исключительно тонким слоем.
В толстом процесс полимеризации просто-напросто не затронет весь его объем.
Произойдет то же самое, что происходит в открытой банке с краской: на поверхности образуется тонкая пленка, остальная же масса сохранит жидкую консистенцию.
Однако полимеризация даже наиболее быстросохнущих масел занимает продолжительное время. Для ускорения процесса олифы содержат так называемые сиккативы – катализаторы процесса. Благодаря их добавке сушка олифы в тонком слое занимает не более суток.
Какие олифы используются для производства красок?
- Натуральные. Согласно еще советскому ГОСТ 7931-76, они на 97% состоят из переработанного растительного масла; в качестве основы используются льняное, несколько реже – подсолнечное, соевое и конопляное масла. Остальное – сиккатив.
- Оксоль. Согласно ГОСТ 190-78, эти олифы на 55% состоят из предварительно оксидированных натуральных масел; 40% – растворитель (уайт-спирит) и 5% – сиккатив. Цена оксоли заметно ниже, чем у натурального продукта; однако благодаря наличию в ее составе уайт-спирита воздуха она, прямо скажем, не озонирует.
- Комбинированные олифы содержат те же компоненты, что оксоль, но в другом соотношении. Под уайт-спирит зарезервировано всего 30% объема, остальное – растительные масла.
- Алкидные олифы – смесь алкидных смол с натуральными маслами и растворителем. Сиккатив тоже присутствует. Выделяют в зависимости от типа смол олифы на глифталевой, пентафталевой и ксифталевой основе.
Просто для полноты картины стоит упомянуть еще один вид олиф, редко использующийся для производства красителей.
Синтетические олифы полностью состоят из продуктов переработки нефти и отходов других производств. Они производятся не по ГОСТ, а по ТУ и обладают труднопредсказуемыми свойствами. В частности, некоторые составы не сохнут в принципе; некоторые после просушки покрывают основание непрочной стекловидной пленкой.
Наполнители
Как уже упоминалось, единственная их функция – создать определенный объем твердых нелетучих веществ.
Соответственно, используются любые химически инертные минеральные добавки:
- Тальк.
- Мелкопомолотая слюда.
- Каолин (пересушенная и измельченная огнеупорная глина).
Пигменты
Масляные краски окрашиваются исключительно пигментами неорганического происхождения. Они делятся на две большие группы – ахроматические (черно-белые) и хроматические (цветные).
Ахроматические
- Цинковые белила (окись цинка ZnO) – наиболее дешевый и распространенный белый пигмент. Его характерная особенность – ограниченная термостойкость: при нагреве цинковые белила желтеют.
- Окись титана TiO2 куда более стойка к нагреву: фазовый переход она совершает лишь при 400-750 градусах в зависимости от кристаллической модификации. Цвет пигмента – белый.
- Липотон – еще один белый пигмент, смесь сульфида цинка ZnS с сульфатом бария BaSO Несмотря на пугающую формулу (цинк и соединения бария токсичны), он абсолютно безвреден.
- Основные черные пигменты – сажа (технический углерод) и графит (тот же углерод, но с перестроенной кристаллической решеткой).
- Порошки цинка, алюминия, латуни и бронзы тоже относятся к ахроматическим пигментам; однако они придают окрашенной поверхности характерную для этих металлов бронзовую или серебристую (“металлическую”) окраску.
Полезно: порошки выполняют функции не только пигмента, но и наполнителя.
Красители с добавкой металлических порошков используются как в декоративных целях, так и для антикоррозийной защиты стали.
Хроматические
Перечислим наиболее распространенные цветные пигменты.
- Желтый метагидроксид железа Fe(OH)3.
- Красный оксид железа Fe2O3, которому ржавчина обязана своей характерной окраской.
- Рыжая охра – гидрат окиси железа в смеси с обычной глиной.
- Глет – окиcь свинца PbO, которая может образовывать желтые или красные кристаллы.
- Красный свинцовый сурик.
- Желтая свинцовая крона PbCrO4.
- Оксиды хрома (в зависимости от количества атомов хрома и кислорода в молекуле имеющие черный, темно-красный или зеленый цвет).
- Синяя железная лазурь.
- Ультрамарин – алюмосиликат натрия с добавкой полисульфидов этого же металла.
- Кобальт зеленый CoO•nZnO.
Сиккативы
Нередко они вводятся не только в состав олифы, но и в готовую краску. Цель – ускорить ее высыхание.
Что представляет собой сиккатив для масляных красок? Как он действует?
Обычно используются легкорастворимые соли свинца, марганца и кобальта. Упрощенного говоря, они захватывают атмосферный кислород и насыщают им слой красителя, ускоряя полимеризацию масел.
Практическое следствие: перенасыщение сиккативом сделает краску непрочной.
Оксидирование продолжится после окончания полимеризации; в результате набравшая прочность пленка начнет ускоренно разрушаться.
Стоимость
Сколько стоят масляные краски?
Диапазон цен на отечественный товар – от 35 до 100 рублей за килограмм. Импортные производители не отличаются такой скромностью: например, 0,9 литра фасадной Тиккурила TEHO обойдутся покупателю в 550 – 700 рублей.
Чем определяется стоимость масляной краски?
- Типом олифы. Натуральная основа дороже синтетической.
- Типом пигмента. Стойкая к температуре окись титана будет явно дороже желтеющих при нагреве цинковых белил.
- Логистикой. Красители, произведенные в вашем регионе, всегда будут обходиться заметно дешевле – просто потому, что розничные цены не будут включать транспортных расходов.
- Наличием или отсутствием таможенных пошлин. Государство облагает ими импортный товар не только из-за неуемной алчности отдельных своих представителей: дифференциация цен помогает выживать отечественным производителям.
- Раскрученностью бренда. Именитые производители несут огромные расходы на рекламу. Оплачивают ее, впрочем, покупатели товара: рынок есть рынок…
Маркировка
Все красители на масляной основе по отечественным стандартам маркируются буквами МА.
Помимо буквенной маркировки, на этикетке обычно присутствуют цифры.
Можно ли извлечь из цифровой маркировки какую-то полезную информацию?
- Первая цифра – область применения. Единичка означает, что перед нами атмосферостойкая краска, подходящая для наружных работ; двойка – что краска предназначена лишь для закрытых помещений.
- Вторая цифра содержит информацию о типе использованной в качестве основы олифы.
- Натуральная – 1.
- Оксоль – 2.
- Глифталевая – 3.
- Пентафталевая – 4.
- Композит – 5.
Так, широко распространенные масляные краски для пола МА-22 согласно маркировке могут применяться только для внутренних отделочных работ, и приготовлены на олифе “оксоль”.
Клуб Юный Химик
Можно ли приготовить масляные краски своими руками?
Технически это возможно. Экономическая целесообразность опыта под вопросом: часть реагентов придется поискать, да и их стоимость не так уж мала; к тому же качество красителя на выходе будет заметно уступать промышленной продукции. Однако… Леонардо и Галилео тоже двигало лишь любопытство, не так ли?
Вот простейшая инструкция по приготовлению масляной краски.
Олифа
Разумеется, ее можно просто купить. Однако эта идея явно ущербна, идет вразрез с нашими планами удовлетворить свое любопытство в области химии и вообще может довести нас до покупки готовой краски. (См. также статью Отделка стен: варианты.)
Отбросим ее в зародыше.
- Поместите 50 граммов канифоли (ее можно найти в магазине радиодеталей) в фарфоровую или металлическую посуду.
- Поставьте посуду в духовку и дайте канифоли полностью расплавиться при температуре 250 градусов.
- Вытащите расплав из духовки и при непрерывном помешивании введите в него 5 граммов CaO (негашеной извести, “кипелки”).
- Полученная смесь снова помещается в духовой шкаф и греется там до просветления. Нет-нет, речь не идет о духовном совершенстве реактива: помещенная на стекло капля смеси в результате реакции должна стать абсолютно прозрачной. Как только это произошло – сиккатив (резинат кальция) готов.
- Для получения готовой олифы осталось смешать сиккатив с подогретым в духовке до 200 градусов льняным маслом. Пропорция – 3-5 частей резината кальция на 100 частей масла.
Внимание: при контакте с водой масло мгновенно вскипает.
Ожоги от брызг очень болезненны.
Перемешивать компоненты олифы лучше в толстых резиновых перчатках, очках и исключительно сухим предметом.
Пигмент
В этом качестве нам предстоит использовать цинковые белила.
- Опускаем стаканчик от разряженной батарейки в концентрированную соляную кислоту. Ее можно найти в хозяйственных магазинах в качестве средства для чистки фаянсовой сантехники.
- Ждем полного растворения цинкового стаканчика. Перед нами – кислотный раствор хлорида цинка ZnCl
- Постепенно добавляем в емкость водный раствор стиральной соды. После сопровождающейся бурной реакцией нейтрализации кислоты в посуде начнет образовываться осадок – карбонат цинка ZnCO3.
- Осадок отфильтровывается и прокаливается при температуре не менее 280 градусов (например, в пламени спиртовки). При этом он распадается на углекислоту CO2, которая тут же улетучивается, и цинковые белила ZnO.
Остался сущий пустяк: добавить в олифу при тщательном перемешивании примерно 30 объемных процентов талька (детской присыпки) и пигмент до получения насыщенного белого цвета.
Заключение
Будем считать наше близкое знакомство с классом красителей состоявшимся. Дополнительную информацию о том, какими бывают и как применяются масляные краски, читателю предложит видео в этой статье. Успехов!