Добавить в закладки

Смешение цветов краски: способы получения новых оттенков

Человеческий глаз способен различать миллионы оттенков спектра, и производить ЛКМ всех этих видов нет никакой возможности. Поэтому для достижения нужной цветопередачи краски смешивают.

Мы расскажем, как смешать цвета красок, и как смешать краски чтобы получить нужный цвет.

Смешанные цвета краски помогают добиться новых оттенков.

Смешанные цвета краски помогают добиться новых оттенков.

Смешивание красок

Что нужно знать

Смешивать материалы следует согласно правилам.

Смешивать материалы следует согласно правилам.

Для начала обратимся к теории. Существует два способа синтеза цвета – аддитивный и субтрактивный. Первый был предложен Д. Максвеллом еще в 1861 году и основан на эффекте смешивания световых потоков различных длин волн.

Как мы знаем, белый солнечный свет раскладывается на цвета радуги, проходя через призму. При обратном процессе, то есть при смешивании всех тонов, мы можем получить обратно белый свет. При этом достаточно участия трех основных тонов – синего, красного и зеленого, потому данная модель синтеза называется RGB (Red, Green, Blue).

Аддитивная цветовая модель.

Аддитивная цветовая модель.

Если смешать только два основных пигмента, мы получим добавочные (вторичные) оттенки – пурпурный, желтый и сине-зеленый, который называют циан. Дальнейшее смешивание будет давать все новые и новые виды оттенков, в зависимости от пропорции и интенсивности потоков.

Пурпурный, или маджента, получается за счет смешивания красного и синего цветовых потоков, и обозначается литерой «M» (Magenta). Желтый – после смешивания красного с зеленым, обозначается как «Y» (Yellow), а сине-зеленый – смешиванием синего с зеленым и маркируется как «C» (Cyan).

Аддитивная модель описывает процесс смешивания излучаемого света и применяется в формировании изображений в телевизионных экранах или компьютерных мониторах. Если присмотреться к монитору с близкого расстояния, можно заметить, что изображения на его поверхности сформированы комбинациями трех микроскопических точек красного, синего и зеленого цветов.

Аддитивное смешение света на экране.

Аддитивное смешение света на экране.

Важно!
Когда же речь заходит о красках, то мы имеем дело с отраженным светом, и все меняется с точностью до наоборот: вторичные тона становятся первичными, а их смешивание дает в результате черный.

Это связано с тем, что изначально на поверхность попадает белый свет, а при отражении из его спектра вычитаются (поглощаются) те или иные длины волн, и результирующий оттенок получается методом вычитания. Отсюда название – субтрактивная модель синтеза.

Субтрактивная цветовая модель.

Субтрактивная цветовая модель.

Итак, мы имеем три первичных тона – маджента, желтый и циан, которые при смешивании дают три вторичных оттенка – синий, зеленый и красный. Если смешивать вторичные цвета, то в результате мы будем получать темные тона, то есть при добавлении красного в синий мы получим фиолетовый, но он будет «грязным».

Это происходит потому, что мы смешали не два, а три первичных краски, и каждая поглотила свой спектр при отражении, и на выходе остался очень тусклый свет.

На фото – результат смешения красного и синего пигментов.

На фото – результат смешения красного и синего пигментов.

Вы спросите: «Какие краски смешать чтобы получить фиолетовый цвет нормальной яркости?» Ответ прост: следует смешивать первичные тона, а именно мадженту и циан.

На картинке видно, какие краски смешать для фиолетового цвета.

На картинке видно, какие краски смешать для фиолетового цвета.

Данное цветовое пространство называется CMYK, по первым буквам основных цветов. Литера «К» обозначает черный цвет, который получают не смешиванием трех основных, а путем использования ахроматических пигментов – сажи, графита, черни. Это связано с тем, что смешение дает каждый раз разный черный оттенок, а потому неприемлемо.

Нам следует сразу запомнить основные правила:

  • При смешивании красок мы имеем дело с субтрактивным цветовым пространством, а это значит, что основные тона – это желтый, маджента и циан;
  • Какие краски смешать чтобы получить синий цвет? Для этого надо в равной пропорции смешать циан и мадженту, или сине-зеленый с пурпурным;
  • Какие краски смешать чтобы получить красный цвет? Для это в равных количествах смешиваем мадженту и желтый;
  • Идем дальше. Какие краски смешать чтобы получить черный цвет? Для этого смешивают все три основных оттенка в равных пропорциях;
  • Остается еще один вторичный оттенок из первого списка. Зеленый тон получается путем смешивания желтого и циана в равных количествах;
  • Черный цвет лучше получать использованием ахроматического пигмента, такого как сажа или графит, так как смешивание трех основных тонов дает каждый раз немного разный результат;
  • Смешивание вторичных оттенков – красного, синего и зеленого – дает тусклые темные краски, поэтому практически не используется;
  • Если смешивать первичные цвета в разных пропорциях, мы будем получать всевозможные оттенки тона. Если далее смешивать такие оттенки, мы будем получать все новые и новые цвета;
  • Для получения ярких и насыщенных цветов красок следует смешивать близкие оттенки, которые стоят рядом в цветовом круге или треугольнике.
Цветовой круг, представленный в виде треугольника.

Цветовой круг, представленный в виде треугольника.

Важно!
Для удобства цветовой круг можно представить в виде треугольника, в углах которого расположены основные тона – циан, желтый и маджента.
Для получения более ярких и насыщенных цветов следует смешивать оттенки, расположенные вдоль одной из сторон этого треугольника.

Правила смешивания с точки зрения состава

Смешивать можно только совместимые вещества и составы.

Смешивать можно только совместимые вещества и составы.

Кроме правил цветового синтеза следует учитывать такую особенность, как совместимость красок с точки зрения их химического состава.

Современные лакокрасочные материалы представляют собой многокомпонентные смеси, стабильность которых обусловлена грамотно подобранными пропорциями компонентов, уровнем кислотности, типом растворителей и добавок. Если смешать две разные по составу краски, вероятность их несовместимости будет достаточно велика.

Необдуманное смешивание может привести к самым разным последствиям – изменению цвета, его яркости, а также к нежелательным химическим реакциям, в результате которых материал потеряет свои свойства и свернется, затвердеет или просто придет в негодность. Иногда могут реагировать входящие в состав краски пигменты, что приводит к их быстрому выцветанию и потускнению смеси.

Смешивать можно далеко не все краски.

Смешивать можно далеко не все краски.

В строительстве используют множество классов лакокрасочных материалов. Это могут быть масляные и алкидные краски, латексные составы, которые также подразделяются на разные группы, кремнийорганические, нитроцеллюлозные, эпоксидные, уретановые, алкидно-уретановые, клеевые, резиновые, силикатные и прочие смеси. Смешивание материалов, которые относятся к разным группам – особенно нежелательно.

Также следует иметь в виду, что вмешиваясь в химический состав продукта, добавляя в него новые компоненты, вы в результате получаете состав с неизвестными свойствами. Требовать после этого заявленных производителем свойств и качеств – как минимум неразумно. Поэтому прибегать к таким действиям следует только в крайних случаях.

Цвета формируют пигменты, и смешивать лучше именно их.

Цвета формируют пигменты, и смешивать лучше именно их.

Не забывайте еще и о том, что краски одной группы, произведенные различными изготовителями, могут плохо совмещаться. Например, морозостойкая или жаростойкая краска при смешивании с обычной может потерять свои свойства и для тех целей, для которых она предназначалась изначально – уже годиться не будет.

Для получения нужных оттенков используют колеровочные добавки.

Для получения нужных оттенков используют колеровочные добавки.

Водно-дисперсионные составы можно колеровать путем добавления тех или иных добавок. Это намного более рациональный и правильный способ получения редких и оригинальных оттенков. Теоретически такая колеровка краски возможна и для других видов ЛКМ.

Важно!
Информацию о химическом составе и групповой принадлежности продукта содержит инструкция на упаковке.
Перед смешиванием красок обязательно убедитесь, что они не имеют серьезных отличий в своем химическом составе.

Сначала смешайте небольшое количество материала.

Сначала смешайте небольшое количество материала.

Двухкомпонентные виды ЛКМ смешивать особенно опасно, так как они могут после такого изменения состава и вовсе утратить свои свойства и не затвердеть после добавления отвердителя. К таким составам относятся эпоксидные и некоторые виды полиуретановых красок.

Важно!
Современный строительный рынок предлагает широкий выбор расцветок и видов отделочных лакокрасочных материалов, поэтому, намного более разумным будет найти готовый состав нужного вам оттенка, нежели смешивать материалы в домашних условиях.

Тщательное перемешивание – обязательное условие при добавлении одной краски к другой.

Тщательное перемешивание – обязательное условие при добавлении одной краски к другой.

При смешивании красок дома вы не сможете повторить свой результат второй раз, более того, вы, скорее всего, даже не сможете добиться однородного стабильного оттенка в принципе. Единственная группа красок, которая хорошо переносит подобные эксперименты – это водоэмульсионные краски одного вида.

Практические советы

Получение нужного оттенка – задача достаточно сложная.

Получение нужного оттенка – задача достаточно сложная.

Если вы все же решили смешивать краски своими руками, мы хотим дать вам несколько советов.

Во-первых, имейте в виду, что есть специализированные студии и центры, где эту работу могут выполнить профессионалы с использованием специального оборудования. Они проверят составы на совместимость и гарантированно добьются приемлемых результатов. Цена таких работ не слишком велика.

Обращайтесь к специалистам.

Обращайтесь к специалистам.

Во-вторых, не забывайте про колеровочные пасты и пигменты, ведь именно с их помощью проще всего добиться нужного оттенка или цвета. Для масляных красок таких паст выпускается меньше, для акриловых и латексных – больше.

В-третьих, помните, что колеровать лучше белую смесь путем добавления того или иного цвета или их комбинации. Черную и белую краску получить из других очень сложно, точнее даже невозможно.

Профессиональное оборудование для смешивания и подбора компонентов.

Профессиональное оборудование для смешивания и подбора компонентов.

Осветление или затемнение тона краски производят путем добавления белой или черной смеси соответственно. Новые оттенки получают добавлением основного субтратктивного тона – желтого, пурпурного или сине-зеленого.

Какие краски смешать чтобы получить оранжевый цвет? Для этого смешивают красный с желтым, постепенно добавляя последний до получения нужного оттенка. Также можно добавлять мадженту в желтую краску до появления нужного вам цвета.

Сразу можно понять, какие краски смешать чтобы получить коричневый цвет – для этого можно затемнить оранжевый черным или комплиментарным цветом (находящимся на другой стороне треугольника). При добавлении комплиментарных красок ваш коричневый будет иметь оттенки зеленого или синего. Можно смешать красный, желтый и зеленый, синий и фиолетовый и т.д.

Получение коричневого цвета.

Получение коричневого цвета.

Также часто спрашивают, какие краски смешать чтобы получить персиковый цвет. Для этого следует постепенно добавлять мадженту к желтому, или желтый к красному, можно модифицировать оттенок белилами. Проще всего найти нужный вам цвет в колеровочной таблице, переписать его номер и купить соответствующую колеровочную добавку, которую затем домешать к белой краске.

Важно!
Помните, что световосприятие у каждого человека свое, и то, что вам кажется персиковым, кому-то может показаться абрикосовым и т.д., поэтому единственный способ четко определить цвета – это их нумерация.

Вывод

Смешивание красок для получения новых оттенков – непростая задача, так как не все составы можно мешать между собой. Кроме того, в домашних условиях трудно добиться хороших результатов, поэтому лучше воспользоваться услугами специалистов. Видео в этой статье расскажет о способах колеровки красок.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен


Добавить в избранное Версия для печати
Поделитесь:
Рейтинг статьи:
Опубликовано: 04.12.2014

Adblock
detector