Как смешать краски: сочетание порошковых и жидких красителей
Если вы думаете, что, затеяв в доме масштабные покрасочные работы, вам придётся часто заниматься смешиванием красок, то это не так. Наоборот. Разводить – да, действительно, придётся регулярно, а вот смешивать – практически, нет.
Да, все потому, что строительный рынок уже предлагает огромное разнообразие готовых красок и по типу основы и по цвету. Тем не менее, краска – такой заразительный материал, что руки сами тянутся что-нибудь натворить. Он дарит надежду и будит фантазию, в этом его цена просто не имеет предела.
Увлекательная наука
А почему, всё-таки, смешиваются краски в строительстве редко:
- Во-первых, как уже было сказано, и так всё уже есть, и нет необходимости тратить уйму времени и денежных средств на получение оттенка с температурой белого в 6000 К, когда в продаже уже есть готовая банка в 5990 К.
- Во-вторых, вам придётся заранее готовиться к большому перерасходу материалов. Ведь подобрать повторно цвет практически невозможно, поэтому, стараясь обезопасить себя от повторной подгонки, сразу готовят много, чтобы хватило с лихвой, а значит не избежать затем мусорного ведра.
И всё-таки, когда это делается
Если убрать самую распространённую причину – обычное любопытство, «а что будет, если», то можно определить следующие ситуации, когда в строительстве приходится смешивать краски:
- у вас есть образец рисунка, который вы хотите перенести на стену, ясно, что цветовая палитра этого рисунка не выбиралась согласно имеющемуся предложению строительного даже супермаркета, поэтому приходится подбирать нужный цвет;
- вы решили уложить на стену венецианскую штукатурку, но ведь это слишком дорогое и длительно реализуемое удовольствие, если разгоняться на всю стену 3 на 6; можно ограничиться и участком в 1 на 2, а всё остальное сделать фоном, но цвет фона необходимо будет подобрать под цвет самой «венецианки»;
- в вашем распоряжении оказались пигменты порошковой краски, а тут уже хочешь, не хочешь, а смешивать и подбирать придётся в любом случае;
- вы решили создать светящуюся раскрашенную поверхность; конечно, можно приобрести уже готовые флуоресцентные акриловые краски, но лучше запастись опять же порошками люминофора самого разного цвета и снова приходим к постоянным экспериментам на палитрах.
Как видите, причины есть и пусть каждый сам для себя решает, насколько они существенны. Но в любом случае необходимо признать, что все эти работы для профессиональных, а лучше – способных художников (не будем говорить «талантливых»). Поэтому важно не только решить, зачем это нужно, но и – а есть ли у меня к этому способности, отличаю ли я Пикассо от Дебюсси.
Наука
Все операции по смешиванию красок держаться на представлении, что существует три основных пигментных цвета:
- C – Сyan – можно сказать «небесно голубой»;
- M – Мagenta – какой-то насыщенный розовый, что ли, но чтобы не путаться, так часто и говорят – «маджента»;
- Y – Yellow – это жёлтый;
- K – blacK – черный; вообще то черному здесь совсем не место; на самом деле черный цвет можно по теории получать смешением трёх основных в равной пропорции, но на практике так не получается, что особенно явно ощущается при заливке больших площадей – без темно-синего отлива не удаётся избавиться никак; поэтому идеально черный цвет принято получать специальной краской, благо что с сажей проблем нет.
Полезный совет. Так и получились палитры CMYK – более сложная и CMY – попроще.
Когда разработчика всех этих идей и сокращений спросили, почему CMYK , а не CMYB , что было бы, казалось, логичней.
Ответ был до наивности простой – CMYK более благозвучнее.
Игра, игра мысли, игра отношений, игра интересной жизни – советуем и вам свою работу по смешиванию цветов красок превратить в увлекательную игру, только это и принесёт успех, а иначе и браться не стоит.
Но в теории красок существуют такие понятия, как «образование цвета» и «комплиментарность цветов» (визуального соответствия цветов друг другу, то, что часто ещё скрываться за словом «вкус», а наши старики говорили по-простому – «личит»).
Попробуем образовать этот круг соответствия:
- Для этого круг разобьём на 4 части и на самом малом диаметре расположим 4 главных чистых цвета – красный, желтый, зеленый, синий. Эти цвета нельзя получить никаким смешением других.
- На втором уровне размещаются переходные цвета, как результат смешения основных.
Их количество на схеме зависит от вашей работоспособности – если переход от одного цвета к другому разбить на 10 цветов, то соотношение смешения будет таким:
- в ближнем – 90% одного и 10% другого;
- на шаг дальше – 80% и уже 20%;
- ещё на шаг – 70 и 30, и так далее;
- у того образца, который находится дальше всех от выбранного основного (и таким образом, самого близкого к соседу – уже только 10 его и 90% от соседского);
- у нас на схеме только две градации, что даёт у ближних соотношение цветов 66% и 37%.
Полученный круг позволяет ввести новую терминологию;
- A – родственные цвета;
- B – родственно-контрастные;
- C – контрастные, расположены в диаметрально противоположных позициях.
В тоже время круг позволяет и сделать несколько выводов:
- светлые и темные тона одного цвета можно получить, смешивая основной с белой или черной краской;
- с внутренней стороны круга расположены светлые тона, а с внешнего – темные;
- теплые цвета собраны в одной половине круга, холодные – в другой;
- получить теплый зеленый можно, смешав его с желтым, а холодный – смешав с синим;
- теплый красный получается при добавлении также желтого, а холодный – снова синего.
Таким образом, под гармонией цветов понимается:
- уравновешенность теплых и холодных тонов,
- а также, согласованность различных цветов и оттенков между собой.
Такую же задачу помощи в согласовании цветов решает круг из 12 цветов, который является более простым воплощением предыдущего.
Смеси
Для начала о пигментах-порошках. Когда говорят о смешении, то часто их и имеют виду.
Что можно получить из порошка
Приводим таблицу, наглядно представляющую – сколько порошка и какого цвета нужно смешать, чтобы получить нужный.
Цвет полученного водного раствора | Содержание сухого красителя в смеси (%) | |||||
желтый | оранжевый | малина | клубника | синий | синий блестящий | |
клюквенный | 32 | 68 | ||||
карминово-красный | 25 | 75 | ||||
персиковый | 32 | 68 | ||||
светло-коричневый | 70 | 26 | 4 | |||
кофейный | 40 | 12 | 20 | 28 | ||
жёлтый | 92 | 8 | ||||
лимонный | 99 | 1 | ||||
яичный | 60 | 40 | ||||
зелёный | 85 | 15 | ||||
желто-зелёный | 75 | 25 | ||||
травянисто-зелёный | 50 | 50 | ||||
морской волны | 20 | 80 | ||||
оливковый | 50 | 13,6 | 36,4 | |||
фиолетовый | 50 | 50 | ||||
виноградный | 85 | 15 | ||||
сиреневый | 80 | 20 |
Таким образом, чтобы решить, какие краски надо смешать чтобы получить коричневый, возьмите 70 грамм (или мл) желтого, 26 – малинового и 4 – блестящего синего порошка.
Альтернативные сочетания
А вот другие сочетания, которые уже годятся для жидких исходных красок:
- абрикосовый получаем, смешивая охру, красный и белый или желтый, коричневый, красный и белый;
- бежевый – коричневый, жёлтый и белый;
- бирюзовый – зелёный + синий;
- горчичный – красный, желтый, зеленый и чёрный;
- зелёный – голубой или синий и желтый;
- зелёный оливковый – жёлтый + зеленый;
- зелёный хвойный – зеленый, чёрный и желтый;
- золотой – красный или коричневый и желтый (хотя с реальным воспроизведением серебряного и золотого проблемы существуют издавна);
- коричневый – зелёный и красный или жёлтый и синий + красный;
- красно-коричневый – соответственно – коричневый + красный;
- лимонный желтый – белый и зелёный, и желтый;
- оранжевый – жёлтый и красный;
- охра – коричневый + желтый;
- пурпурный – синий, жёлтый и красный;
- серый – черный + белый;
- серый теплый – серый и умбра или охра;
- серый холодный – синий или зелёный + серый;
- табачный – белый, зеленый, красный и желтый;
- терракот – коричневый + оранжевый или жёлтый, красный и коричневый;
- фиолетовый – синий и красный;
- хаки – зелёный + коричневый;
- чёрный – синий, зелёный и красный.
Практические нюансы
Когда речь идёт о смешении красок и получения новых цветов, необходимо постоянно быть готовым ко всяким неожиданностям, поэтому:
- смешивайте только краски одного и того же вида; так, когда начинаете решать проблему, как смешивать масляные краски, сначала запаситесь именно масляными видами составляющих;
- смешение некоторых красок может вызывать химическую реакцию и последующее растрескивание или потемнение высохшего слоя, что и происходит при соединении красной киновари и свинцовых белил – получится очень приятный розовый, который неминуемо неприятно потемнеет;
- смело смешивайте между собой все краски алкидной группы (приведено их обозначение):
- МА – масляные,
- ГФ — глифталевые,
- ПФ — пентафталевые и
- ФА — маслянофенольные.
- и наоборот, НЦ-краски (на основе нитрата целлюлозы) смешивайте только друг с другом; в противном случае не пугайтесь результату, если ещё дождётесь, пока они высохнут;
- водно-дисперсные краски тоже смешиваются только с красками своего вида.
Выводы
Ведь это давняя проблема – то, что мы видим на фото на экране монитора, совсем не то, что будет получено при печати. Вот когда мы сталкиваемся в первый раз с проблемой смешения цветов.
Цена этой проблемы возрастает с бумажки 10 на 15 см до стены 7 на 3 метра, когда мы пытаемся заниматься подбором цветов в строительстве. Поэтому будьте предельно расчётливы и подготовлены теоретически. Обязательно просмотрите дополнительное видео в этой статье, там есть и практические действия, но основной упор всё-таки делается на обязательное понимание происходящих процессов.