Добавить в закладки

Пигментный краситель: практика применения

Возвращаясь к истокам

Теория цвета имеет богатейшую историю. Пигментный краситель был известен ещё с незапамятных времен, когда создавали свои полотна Дуччо и Тициан. Для получения идеально черного набирали золы из камина, а для зелёного – терли листья кактуса.

Очень долгое время в ходу был только натуральный красящий пигмент

Очень долгое время в ходу был только натуральный красящий пигмент

Сегодня всё гораздо проще, но суть остаётся неизменной – хочешь получить краску любого цвета из исходной белой, добавляй пигменты соответствующего цвета. Нельзя сказать, что пигментов много, нельзя сказать, что такой способ колеровки распространён, но он расширяет возможности, да к тому же во многих случаях дешевле при работе на больших площадях, чем покупать уже готовую краску нужного цвета.

Самый доступный и известный сухой пигмент для краски имеет белый цвет

Самый доступный и известный сухой пигмент для краски имеет белый цвет

Здесь, правда, придётся немного окунуться в науку.

Что говорят ученые

По науке в природе существуют семь цветов, на которые разлагается идеально белый цвет по известной всем скороговорке:

  • К аждый – К расный;
  • О хотник – О ранжевый;
  • Ж елает – Ж елтый;
  • З нать – З еленый;
  • Г де – Г олубой;
  • С идит – С иний;
  • Ф азан – Ф иолетовый.

Среди этих семи выделяют три, из которых можно получить весь известный цветовой спектр:

  • Красный – Red (R);
  • Зеленый – Green (G);
  • Синий – Blue (B) –

получается, так называемая, RGB-палитра, которая и используется для получения всей остальной визуальной палитры цветов. Эту палитру и используют экраны телевизоров и компьютеров для представления всех красок мира.

Но дело в том, что RGB-палитра – только визуально. И теоретически, и практически наука доказала, что ни одно печатающее устройство не способно отображать более 50 оттенков одного цвета, что пять раз меньше, чем предлагает RGB.

Пигментная краска основана на теории смешения основных цветов, из, так называемой, CMYK-палитры

Пигментная краска основана на теории смешения основных цветов, из, так называемой, CMYK-палитры

Поэтому и была разработана палитра CMYK – специально для «механического» воспроизведения цветов с помощью отдельных красок:

  • Cyan – его так и называют «циан» – что-то из оттенков нежного голубого;
  • Magenta – это тоже так и будет «маджента» – возможно, насыщенный бордовый;
  • Yellow – желтый;
  • Black – черный.

Собственно говоря, здесь наука входит в небольшой конфликт с практикой. По науке вполне должно хватать и первых трех цветов – CMY, а для получения чёрного смешивать их в равной пропорции.

На практике же идеально черного вы не получите, что особенно заметно на больших площадях покраски – будет хорошо заметен синеватый отлив. Поэтому для получения черного цвета используется специальная черная краска.

Полезный совет   Советуем при приобретении устройств с возможностью комбинирования цветов узнавать их характеристику – оно CMYK или CMY . Если CMYK , то в нём четыре емкости с четырьмя красками и для получения черной используется специальная. Если устройство – CMY , то оно попроще и подешевле, в нём черная краска получается смешением трех основных.

Ближе к строительной краске

Эта теория красок само собой перекочевала и в стройиндустрию:

  • Во-первых, цветов очень много, предпочтения у заказчиков совершенно разные, поэтому как-то накладно «бороться с необъятным» и пытаться производить и предлагать на рынке всю возможную цветовую палитру красок;
  • Во-вторых, экономически гораздо выгоднее поставлять исходный материал, а уже его сопровождать емкостями с цветными красителями или говорят, пигментами, смешивая которые уже сам мастер может подбирать необходимый цвет.

Куда проще:

  • сделать серого цвета бетонный замес;
  • добавить в раствор пигментн, который поставляется в виде порошка;
  • тщательно размешать полученное – и это важнейший этап работы;
  • и использовать полученное в работе.

Но на бетоне дело не заканчивается, сухие пигменты для красок можно использовать при любых покрасочных работах.

Существуют специальные пигменты для водоэмульсионных красок, для масляных:

  • cоблюдайте только правила смешивания,
  • делайте это тщательно,
  • не забудьте проверить полученное,
  • и набирайтесь опыта в процессе работы, постоянно контролируйте свои действия и делайте заметки на будущее.

О пигментах

Прямо скажем, оттенков и их производных бесчисленное количество, на фото – лишь малая их часть.

Прямо скажем, оттенков и их производных бесчисленное количество, на фото – лишь малая их часть.

За долгую практику использования сложилась целая классификация используемых пигментов.

Система

На верхнем уровне различают пигменты:

  • искусственные – полученные благодаря достижениям химии искусственным путём;
  • натуральные – подаренные самой природой.

Натуральные в свою очередь делятся на:

  • органические – получаемые из растений и, бывает даже, насекомых;
  • неорганические – источником таких являются природные минералы.

Практика применения

Несмотря на кажущуюся простоту всего процесса получения любого цвета:

  • берём исходную смесь;
  • в неё засыпаем порошок нужного цвета, а, скорее всего, нескольких;
  • мешаем и получаем –

на самом деле инструкция на практике оказывается гораздо сложнее, на передний план выступает множество нюансов:

  • конечный цвет зависит от количества добавленного пигмента, но зависимость не носит линейного характера, в конце концов возникает такая ситуация (на схеме – точка насыщения), когда дальнейшее добавление порошка не вызывает сколько-нибудь заметного изменения цвета;
Зависимость насыщенности получаемого цвета краски от количества добавляемого пигмента носит ярко выраженный нелинейный характер (см. описание в тексте)

Зависимость насыщенности получаемого цвета краски от количества добавляемого пигмента носит ярко выраженный нелинейный характер (см. описание в тексте)

  • можно сказать более определённо – зависимость носит экспоненциальный характер; изменение цвета в начале процесса смешивания своими руками гораздо сильнее, чем в конце – об этом необходимо думать, когда в дело вмешивается такой немаловажный фактор как цена;
Сам характер кривой определяет стратегию применения пигментов (см. описание в тексте)

Сам характер кривой определяет стратегию применения пигментов (см. описание в тексте)

  • конечный цвет зависит от количества добавленного пигмента, но зависимость не носит линейного характера, в конце концов возникает такая ситуация (на схеме – точка насыщения), когда дальнейшее добавление порошка не вызывает сколько-нибудь заметного изменения цвета;
  • одной из характеристик пигмента является его маслоёмкость – способность удерживать на покрашенной поверхности масло; гораздо выгоднее иметь дело с пигментами, обладающими небольшим значением этой характеристики;
  • если вы обрабатываете поверхность, которая будет постоянно подвержена воздействию солнечных лучей, то лучше обратить внимание на органические пигменты, они гораздо слабее выгорают – имеют более высокую светостойкость;
  • если вы хотите добиться более качественного однородного цвета смеси, то выбирайте пигменты с более мелкой дисперсностью, говоря по-житейски, обладающих более мелким помолом;
  • при окраске цемента используйте только белый, серый портландцемент сильно заглушает цвет пигмента, делает его «грязным» и совершенно незначительным;
  • при окраске пигментом белого цемента, он влияет только на цементный камень, поэтому очень важно подбирать цвет и делать пробный замес, точно контролируя пропорции смеси;
Красители пигменты для бетона в зависимости от характера среды позволяют получить довольно широкий спектр цветов краски (см. описание в тексте, схема «А»)

Красители пигменты для бетона в зависимости от характера среды позволяют получить довольно широкий спектр цветов краски (см. описание в тексте, схема «А»)

  • работу пигментов можно усилить применением всевозможных химических активизаторов, которые позволяют получить ещё большую палитру цветов, что отражено на схеме «А»;
  • перед применением все пигменты требуется просеивать;
  • некоторые виды пигментных красителей нельзя смешивать друг с другом – об этом лучше всего справиться в руководстве по применению конкретного пигмента, но можно сказать одно, что жженая кость, оксид хрома, умбра, железный сурик могут смешиваться с любыми красками;
  • при использовании пигментов очень важно ориентироваться на их свойство водопоглощения, которое может сильно отличаться – некоторые поглощают воды до 100% от своей массы, а некоторые – не более 25%; поэтому есть большая вероятность получения совершенно не того цвета, который вам представляли на фото.

Выводы

Прямо скажем, окраска пигментами – забава для профессионалов с солидным опытом именно в этом деле. Для всех остальных, «любителей», использованием пигментных красок может превратиться просто в головную боль. Кроме того, и используются пигменты при больших объёмах работы, когда требуются уже специализированные инструменты для получения смесей, а три-четыре пробных замеса никак не сказываются на экономике всего процесса (см.также статью “Интерьерная краска: её разновидности и области применения”).

Обязательно посмотрите дополнительное видео в этой статье – без визуального представления науки применения красящих пигментов вам не обойтись.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен


Добавить в избранное Версия для печати
Поделитесь:
Рейтинг статьи:
Опубликовано: 29.11.2014